Главная » Блог » Прикладной психоанализ » Прикладной психоанализ: образ Александры Толстой

Прикладной психоанализ: образ Александры Толстой

Посмотрев в свое время фильм «Последнее воскресенье», захотелось поразмышлять над образом Александры Толстой. Безусловно, в фильме много интересных личностей, со своими историями и трагедиями, и все же линия Александры показалась мне наиболее интересной с психоаналитической точки зрения.

Александра Толстая

Саша была самой младшей дочерью Толстых. Во время рождения девочки отношения между родителями были уже напряженными. Это не могло не отразиться на отношении матери к дочери. Она относилась к Саше достаточно холодно и не проявляла своей материнской любви.  В фильме «Последнее воскресенье» есть эпизод, когда она бросает дочери слова о том, что у нее было 13 детей, 5 из которых умерло, и почему ее (Саши) не было среди тех, кто умер.

Лев Толстой относился к Саше достаточно ровно, и скорее всего в детстве уделял ей мало времени. Таким образом, Саша росла в условиях отчужденности и осознания своей ненужности, без эмоционального тепла со стороны обоих родителей. Все это послужило причиной того, что у Саши выработалась потребность быть причастной ко всему, что делает отец, чтобы почувствовать себя наконец-то нужной, чтобы ее признал в первую очередь отец.

Из-за нехватки отцовской любви  Саша всю жизнь пыталась доказать отцу свою преданность и любовь, чтобы получить свое место в его жизни. Чего она собственно и добилась, став его правой рукой и незаменимым помощником. В их взаимоотношениях дочери и отца было больше любви, чем во взаимоотношениях с матерью.

То, что Александра была единственной из детей, кто стоял у смертного одра отца, говорит о том, что Саша к тому времени играла очень важную роль в его жизни отца. Но детскую травму этим уже было сложно залечить.  Будучи взрослой, и понимая уже, что отец ее все-таки по-своему любит, она так и осталась, той маленькой девочкой, которая была никому неинтересна, и которой нужно было постоянно показывать, что она есть, и доказывать, что она нужна.

Саша выросла жесткой женщиной с мужскими замашками. Будучи при своем отце, она пыталась быть  равной ему и его другу Черткову. Саша, вероятно, испытывала к Черткову нежные чувства,  отождествляя его образ с образом отца. Скорее всего, смерть отца, в таких неблагоприятных условиях и при таких неблагоприятных обстоятельствах, стала для Саши еще одной травмой и, думаю, даже трагедией ее жизни. По сути, она всю свою жизнь посвятила служению отцу и его идеалам. Теоретически она могла бы направить свои чувства на Черткова, но после смерти отца, уверена, что с ее глаз спала пелена, и она осознала, насколько Чертков не соответствует ее идеалам, что, кстати, могло послужить еще одним большим разочарованием в ее жизни.

Вся череда событий в итоге привела к тому, что Саша так и не вышла замуж, и всю жизнь провела в популяризации идей отца, по сути она продолжила его жизнь, так и не прожив по-настоящему свою.