Главная » Блог » Психоанализ » Желания и мотивация

Желания и мотивация

zhelanie

У человека желания есть всегда. Как говорил Ф. Шиллер: «Любовь и голод правят миром». По сути, вся жизнь человека – это непрерывная череда желаний.  Каждый человек с самого рождения находится под влиянием своих желаний, и этих желаний – множество.

Психоанализ говорит о том, что желание – это психический импульс, побуждение, направленное на удовлетворение потребности человека.   О проблеме желания З. Фрейд говорил еще в работе «Толкование сновидений» (1900). В ней он подчеркнул, что «у каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он даже не признается себе самому». Если идти дальше по пути психоанализа, то можно сказать, что актуальное желание  переживается как напряжение, требующее разрядки. И если желание встречает фрустрацию - препятствия на пути удовлетворения, то оно усиливается до ощущения страдания, вплоть до искажающего ход развития личности. У каждого все происходит по своему, и на самом деле, человек стремится не к покою и полной расслабленности, а к наиболее привычным для него уровню и форме психического напряжения. Таким образом, стремление к удовольствию не является единственным мотивирующим фактором.

Мотив - это сложная многоуровневая система, которая строится на основе желаний.  Мотивы бывают сознательные (те, о которых люди открыто говорят, как о важных для себя),  предсознательные (те, которые обычно не осознаваемы, но при определенных условиях могут стать сознательными) и бессознательные (те, которые полностью вытеснены, и проявляются в повседневной жизни в косвенной форме).

Например,  молодой парень собирается жениться. Его сознательный мотив может быть в любви, уважении к выбранной девушке, предсознательным (частично осознаваемым) может быть сексуальное влечение или мысль «все друзья уже женаты, пора и мне», а бессознательный мотив  - в том, что он хочет освободиться от родительской опеки.

Закономерный возникает вопрос: а можно ли управлять своими желаниями и своей мотивацией? Да, если разобраться и понять их природу. Важно помнить: то, что мы сами считаем причиной своего поведения, - только часть правды. А для обнаружения скрытых мотивов нужно обратиться к пониманию своего бессознательного. Самому сделать это достаточно сложно, но можно начать обращать внимание на оговорки и ошибки, повторяющиеся сновидения, ситуации, которые вызывают особое напряжение или волнение, поведение, которое устойчиво повторяется в настоящее время, вопреки желанию,  повторяющиеся события в личной жизни и в жизни семьи. Это может позволить выявить  наиболее значимые темы, источники негативных переживаний и страхов, и, возможно, скрытые желания.  Конечно, исследовать глубины своего бессознательного лучше с психоаналитиком,  а вот скользить по поверхности этого бессознательного можно попробовать и самостоятельно 🙂

  • Наталья

    «…человек стремится не к покою и полной расслабленности, а к наиболее привычным для него уровню и форме психического напряжения.»

    То есть, если человек в течении длительного времени находится в состоянии стресса и напряжения, то вне зависимости от его желаний организм будет выбирать стресс как привычное состояние? Или я не правильно понимаю?
    А как, в этом случае поможет обращение внимания на повторяющиея события?

  • Наталья

    «…человек стремится не к покою и полной расслабленности, а к наиболее привычным для него уровню и форме психического напряжения.»

    То есть, если человек в течении длительного времени находится в состоянии стресса и напряжения, то вне зависимости от его желаний организм будет выбирать стресс как привычное состояние? Или я не правильно понимаю?
    А как, в этом случае поможет обращение внимания на повторяющиея события?

  • Наталья, отчасти вы правы. Если речь идет именно о стрессе, то когда человек в нем постоянно прибывает, возникает вопрос — для чего нужен этот стресс человеку, почему он выбирает стресс как постоянный способ функционирования? какие внутренние задачи этот стресс помогает решать и какие желания реализовывать?

    Здесь же речь не идет о стрессе, речь идет о внутреннем напряжении, как о некой психической энергии. С точки зрения психоанализа актуальное желание переживается как напряжение, требующее разрядки. Например, З. Фрейд полагал, что ничто, кроме желания, не может привести в движение психический аппарат и что ход раздражения в нем автоматически регулируется приятными и неприятными ощущениями.

    Возьмем, например, голод у младенца. Вызванное внутренней потребностью раздражение ищет выход в форме внутреннего
    изменения или душевного движения – голодный ребенок плачет. Если мать покормит ребенка, то устраняется и внутреннее раздражение. Ребенок испытывает чувство удовлетворения. Частью его переживания становится восприятие еды, воспоминание о котором теперь навсегда ассоциируется с воспоминанием об удовлетворении. Как только в следующий раз появляется эта потребность, так сразу же благодаря имеющейся ассоциации вызывается психическое движение, которое посредством воспоминания о первом восприятии воспроизводит ситуацию
    прежнего удовлетворения.

    Таким образом, для функционирования человеку нужен некий уровень психического напряжения, чтобы была мотивация к действию. Так как большинство желаний и мотивов находятся в бессознательной сфере, то они могут мешать человеку, и обращение внимания на повторяющиеся события дает возможность попытаться понять свои желания, мотивы, которые не доступны осознанию. Об этом еще можно послушать тут: http://psy-notes.net/2013/05/understand-myself/

  • Наталья, отчасти вы правы. Если речь идет именно о стрессе, то когда человек в нем постоянно прибывает, возникает вопрос — для чего нужен этот стресс человеку, почему он выбирает стресс как постоянный способ функционирования? какие внутренние задачи этот стресс помогает решать и какие желания реализовывать?

    Здесь же речь не идет о стрессе, речь идет о внутреннем напряжении, как о некой психической энергии. С точки зрения психоанализа актуальное желание переживается как напряжение, требующее разрядки. Например, З. Фрейд полагал, что ничто, кроме желания, не может привести в движение психический аппарат и что ход раздражения в нем автоматически регулируется приятными и неприятными ощущениями.

    Возьмем, например, голод у младенца. Вызванное внутренней потребностью раздражение ищет выход в форме внутреннего
    изменения или душевного движения – голодный ребенок плачет. Если мать покормит ребенка, то устраняется и внутреннее раздражение. Ребенок испытывает чувство удовлетворения. Частью его переживания становится восприятие еды, воспоминание о котором теперь навсегда ассоциируется с воспоминанием об удовлетворении. Как только в следующий раз появляется эта потребность, так сразу же благодаря имеющейся ассоциации вызывается психическое движение, которое посредством воспоминания о первом восприятии воспроизводит ситуацию
    прежнего удовлетворения.

    Таким образом, для функционирования человеку нужен некий уровень психического напряжения, чтобы была мотивация к действию. Так как большинство желаний и мотивов находятся в бессознательной сфере, то они могут мешать человеку, и обращение внимания на повторяющиеся события дает возможность попытаться понять свои желания, мотивы, которые не доступны осознанию. Об этом еще можно послушать тут: http://psy-notes.net/2013/05/understand-myself/

  • Pingback: Эффект велосипеда | Психоаналитические заметки()

  • Маргарита

    У всех ли желаний есть мотив? Не бывает ли желаний беспричинных? Ну, к примеру, вот захотелось мне кинуть бумажку на пол — просто так, особых причин желать этого нет. Прихоть такая. Хотя, допустим, это можно отнести к разряду глупых идей… А вот бывает ли так, чтобы чего-то сильно хотелось, но в то же время у этого «хотения» объяснения никакого нет? Или объяснить любое желание можно, просто сам человек не всегда может найти тот самый мотив?

  • Маргарита

    У всех ли желаний есть мотив? Не бывает ли желаний беспричинных? Ну, к примеру, вот захотелось мне кинуть бумажку на пол — просто так, особых причин желать этого нет. Прихоть такая. Хотя, допустим, это можно отнести к разряду глупых идей… А вот бывает ли так, чтобы чего-то сильно хотелось, но в то же время у этого «хотения» объяснения никакого нет? Или объяснить любое желание можно, просто сам человек не всегда может найти тот самый мотив?